• Главная
  • Industry
  • «Амбиции заметно снизились»: о чем говорят итоги ПМЭФ-2023

«Амбиции заметно снизились»: о чем говорят итоги ПМЭФ-2023

Эксперты оценили главные для Петербурга и Ленобласти проекты, представленные на экономическом форуме

На Петербургском международном экономическом форуме 2023 Северная столица заключила 62 соглашения (в том числе 40 инвестиционных) на общую сумму 661,33 млрд рублей. Ленинградская область подписала меньшее количество соглашений — 30, зато среди них есть очень крупные, так что общая сумма составила 892,7 млрд рублей, что превышает петербургский уровень на 35%.

РБК Петербург попросил экспертов оценить, чем представленные сейчас проекты отличаются от прошлогодних, какие из них будут иметь наиболее серьезные последствия для Петербурга и Ленобласти и что сказал форум о настроениях среди предпринимателей и инвесторов. Собеседники РБК Петербург констатировали отказ от иллюзий большинством бизнесменов и возрастающую роль государства в инвестиционном процессе.

Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н.:
«Структура заявленных на ПМЭФ соглашений демонстрирует, на мой взгляд, очень важный тренд — большая часть предпринимателей, работающих в промышленности, избавилась от иллюзии, что скоро все вернется на круги своя, санкции отменят, и не надо радикально перестраивать свой бизнес, а надо только подождать. Они осознали реальность — нынешние условия надолго, и надо подстраиваться под них. Готовность работать у них есть.

Промышленники реализуют наработки, которые раньше не использовались, а теперь востребованы. Неплохо используется опыт китайцев в творческом копировании.

«Они осознали реальность — нынешние условия надолго, и надо подстраиваться под них»

Проекты, представленные на ПМЭФ-2023, заметно отличаются от прошлогодних. Амбиции заметно снизились: уже нет небоскребов, нового аэрохаба или чего-то подобного. Нынешние проекты привязаны к «земле», к реальной экономике. Это инфраструктура, развитие промышленных производств и проекты, обеспечивающие промышленность. Представлено довольно много средних по размеру проектов, реально полезных. Хочу отметить, например, проект Балтийской промышленной компании по созданию инструментального производства, который в сущности является четким сигналом восстановления отечественного станкостроения. Также интересен ряд проектов нашего судостроительного кластера.

Различия петербургских и областных проектов обусловлены спецификой регионов. Дефицитная и потому дорогая петербургская земля, к тому же густонаселенная, не позволяет осуществлять огромные промышленные проекты, особенно, небезупречные с экологической точки зрения, как например, проект глиноземного завода компании «Русал». Такого рода проекты более уместны в Ленобласти. В Петербурге заявлены в основном инфраструктурные проекты (дорожные, энергетические и т.п.) и высокотехнологичные промышленные, не требующие больших площадей, например, биомедицинские и фармацевтические, которые обладают большой маржинальностью и весьма перспективны для развития городской экономики. Также перспективны проекты, связанные с производством электронных компонентов.

«Дефицитная и потому дорогая петербургская земля, к тому же густонаселенная, не позволяет осуществлять огромные промышленные проекты»

В то же время позиция Петербурга в инвестиционном рейтинге — 6 место, на уровне Чечни — хорошо отражает готовность инвесторов отдавать нам приоритет перед другими, более привлекательными регионами, 10 из которых опережают Петербург по качеству бизнес-среды. Будь ситуация с инвестиционным климатом в городе получше, возможно, инвестиций пришло бы больше.

Стоит помнить, что подписанные на ПМЭФ соглашения — это не коммерческие контракты, а всего лишь декларации о намерениях. Возможности проектов быть реализованными зависят от рисков, актуальных сейчас и в перспективе. Среди них наиболее серьезен, на мой взгляд, риск, связанный с персоналом — с возможностями инвесторов и поддерживающего их государства обеспечить новые производства работниками нужной квалификации и в необходимом количестве. Сейчас этот фактор является, на мой взгляд, ключевым — ни деньги, которых пока достаточно, ни ресурсы, ни даже технологии. Главная проблема — кто будет работать на предприятиях. Кадровый дефицит нарастает. Эту проблему решить трудно, покрыть дефицит мигрантами не всегда получается, потому что необходимы квалифицированные работники. В связи с этим возникают серьезные риски для новых инвестпроектов Ленобласти, которые создают 10 тысяч рабочих мест, как сообщил губернатор Александр Дрозденко.

Помимо прочего, дефицит кадров приводит к существенному росту зарплат, а значит, к увеличению издержек производства. Издержки инвестпроектов вырастают также из-за необходимости обеспечивать жильем дефицитных работников — иначе они не придут. Приходится применять механизмы льготной аренды жилья и даже возвращаться к советской практике заводских общежитий. Без этого замечательная программа «Профессионалитет», реализуемая при федеральной поддержке, которая готовит квалифицированные кадры, будет поставлять работников не Петербургу, а другим регионам, где социальное сопровождение найма лучше, чем у нас. В этой связи гигантский совместный проект Ленобласти и ГК «Самолет», с объемом инвестиций в 323 млрд рублей мне представляется вполне уместным — если он будет нацелен на обеспечение жильем работников новых предприятий.

«Ни деньги, которых пока достаточно, ни ресурсы, ни даже технологии. Главная проблема — кто будет работать на предприятиях»

От некоторых предпринимателей, которые в прошлом году еще сопротивлялись переменам, я сейчас услышала потрясающее заявление: «Ура! Вернулись девяностые!». То есть, можно снова делать большой бизнес. Люди восприняли нынешнюю ситуацию как появление новых возможностей. Как сказал один из очень уважаемых людей: «Снова стало интересно жить».
Обращает на себя внимание ряд заявленных проектов, расширяющих действующие производства. В отличии от новых, эти проекты имеют гораздо большие шансы быть реализованными. Это, в частности, складские помещения для действующих производств, завод строительных конструкций, расширение «Петрополимера» в Гатчинском районе для нового производства пластмассовых изделий и упаковки, производство медицинской техники во Всеволожске с соответствующими складами. Продолжается развитие портовой инфраструктуры в Усть-Луге, поскольку Ленобласть очень привлекательна для экспортно-импортных операций.

В Петербурге главное богатство — недвижимость и среда, обладающая исторической и культурной ценностью. Город зачастую торгует прекрасными видами, из-за чего у нас появляются жилищные проекты, главным достоинством которых является не архитектура, а место и вид на город. Подобный проект сейчас заявлен на Петровском острове.

«Проектов строительства метро не заявлено вообще. Оно строится недопустимо медленно и исключительно на средства городского бюджета»

Недвижимость предполагает адекватную транспортную инфраструктуру. Такого рода проекты также заявлены на форуме. Однако они преимущественно (по масштабам, объемам инвестиций) ориентированы на нужды частного автотранспорта — предусматривают строительство мостов, путепроводов, развязок. Трамвайный проект только один — в Славянку и Пулково. Проектов строительства метро не заявлено вообще. Оно строится недопустимо медленно и исключительно на средства городского бюджета. В то же время огромный федеральный проект в формате ГЧП с банком ВТБ за 300 млрд рублей предусматривает строительство трассы М-7. Жителям предлагают перемещаться по городу на личных автомобилях, либо ждать по полчаса автобуса и ехать до нужного места с пересадками. Впрочем, проекты заявляют инвесторы, откликаясь на предложения администрации города, так что спасибо им хотя бы за это. Это та реальность, с которой мы сейчас имеем дело.

Но заявленные проекты не решают проблем Петербурга, они были и остаются. Это главным образом проблемы транспортной доступности в некоторых районах города. А также проблема сохранения культурного наследия. В этой сфере много раз предлагались предпроектные решения, но они так и не были реализованы. Я имею в виду «Кресты», Конюшенное ведомство, Апраксин двор, комплекс зданий бывшего завода «Красный треугольник».

«Если раньше в списке потенциальных инвесторов фигурировало большое количество частных инвесторов, то сейчас главным инвестором становится государство»

Кроме того, если раньше в списке потенциальных инвесторов фигурировало большое количество частных инвесторов, то сейчас главным инвестором становится государство, в основном, федеральный бюджет, а также государственные и квазичастные компании. А настоящие частные компании зачастую либо не завершают проекты, либо просто исчезают вместе со своими проектами».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/spb_sz/21/06/2023/6491bc8c9a79476a54ce797f

  • Share:

DassLogisitcs